luccicu (luccicu) wrote,
luccicu
luccicu

«Я созерцатель по природе, и никуда не тороплюсь"

Марлен Хуциев не дожил до завершения своего последнего фильма

Режиссер тяжело переживал смерть жены

19 марта в 7 часов утра не стало классика отечественного и мирового кино, кинорежиссера, народного артиста СССР, президента Гильдии кинорежиссеров России Марлена Хуциева. Ему было 93 года. За несколько дней до смерти Марлен Мартынович был госпитализирован в Боткинскую больницу, попал в реанимацию. Его уже собирались перевести в отдельную палату, в ту самую, где мы в последний раз встречались 28 января. Не успели.

Марлен Хуциев не дожил до завершения своего последнего фильма
фото: Геннадий Авраменко

В день ухода Марлена Хуциева пошел сильный дождь, какой в марте редкость. Тут же вспомнился его фильм «Июльский дождь», кадры из которого, где льет дождь, изучают во многих киношколах. Как и его «Весну на Заречной улице», «Двух Федоров», «Заставу Ильича», принесшую в 1965 году награду Венецианского кинофестиваля, которую Хуциев разделил с Луисом Бунюэлем (представлявшим «Симеона Столпника»), а у нас ее гнобили, упекли на полку.




ADVERTISEMENT


Свое 90-летие Хуциев (а родился он в Тифлисе 4 октября 1925 года) встретил на Северном Кавказе. Тогда он отправился с сыном и женой в Пятигорск, в места, связанные с любимым поэтом Лермонтовым. А потом провел десять дней во Владикавказе на досъемках своего последнего, как оказалось (и он это понимал), и так и незавершенного фильма «Невечерняя». Хотя 24 декабря 2014 года вместе с его группой мы отмечали на «Мосфильме» последний съемочный день. «Сбросить бы мне лет 30! Есть на кого в группе посмотреть, — говорил тогда Хуциев. — Я работаю над очень ответственной картиной о Толстом и Чехове. Моя задача в том, чтобы зритель поверил в этих персонажей. «Невечерняя» — история двух болезней и визитов к больным. Чехов навещает Льва Толстого, когда он находится под Ялтой в больнице. Однажды я увидел по телевизору интервью с калужским артистом Михаилом Пахоменко. Ни бороды, ничего такого у него не было, но я услышал в его голосе нужную интонацию и решил его пригласить. Он приехал без бороды, совершенно непохожий на Толстого. Но после проб стало ясно, что именно он должен играть. Сложнее было с Чеховым. Пора уже в экспедицию, а Чехова нет. Мы пробовали разных актеров. Но вот приехал Владислав Ветров, и у меня сердце упало. Когда он пришел в гриме на видеопробы и заговорил, я понял: это Чехов. Оставалось поговорить с Галиной Волчек, поскольку он служит в «Современнике». Мы с ней знакомы со студенческих лет, и я отправился на переговоры. Галя мне сказала: «Марлен, ну как я его отпущу? Ты должен понимать, что у нас репертуарный театр». А я там, кстати, ставил спектакль «Случай в Виши». Но мы решили снимать, когда у Ветрова был отпуск. А когда уже начался театральный сезон, он прилетал на один день, снимался и вечером возвращался назад. В таких условиях мы и работали. Когда говорят, что Хуциев медленно снимает, я считаю, что это несправедливо.

Марлен Хуциев заканчивает съемки своего последнего фильма "Невечерняя".

На самом деле я работаю быстро, но иногда долго жду. Восемь лет были безнадежными. Я думал, что все это уже кончится, и «Невечерней» никогда не будет. Но вот в «МК» появилась статья, где говорилось о том, как на Венецианском кинофестивале рассказываю, что стою с фильмом. А что делать? Денег нет. После этого мне позвонил один человек. Назову его имя, когда закончу картину. Он попросил написать все, что мне нужно. Я написал, и мне выделили нужную сумму. Была большая цепь блужданий, но в итоге я продолжил съемки».

Марлен Хуциев отмечает последний съемочный день.

Хуциев говорил: «Надеюсь, картина будет готова. Дожить бы!» Во время нашей последней встречи в Боткинской больнице, где он находился уже один после смерти жены Ирины Семеновны, он попросил: «Скажи всем, что я скоро закончу фильм. Уже все готово. Смонтировали почти все, первая часть готова, осталось чуть-чуть». Сам при этом почти не вставал. У кровати стояли ходунки. И Марлен Мартынович стеснялся своей беспомощности, поначалу даже не хотел встречаться. А потом ждал и попросил купить ему кофе. Врачи разрешили пить по чуть-чуть. Они, скорее всего, никогда не видели такого, чтобы к пожилому человеку постоянно ходили посетители — близкие, ученики. Марлен Мартынович не мог без общения, к тому же, находясь дома, был изолирован от мира, даже на телефонные звонки не отвечал. Он и прежде-то имел вес 50 кг, если не меньше, так что одно время его даже лифт не поднимал, как ребенка. А теперь совсем исхудал и плакал в течение тех полутора-двух часов, что мы у него находились: «Почему она раньше меня ушла? Я ее никогда больше не увижу. Ты же помнишь ее?» Ирина Соловьева умерла в реанимации Боткинской больницы 4 января. Врачи в какой-то момент не хотели даже сообщать об этом Хуциеву: опасались за его здоровье. Но все-таки решились. Вместе с женой Хуциев был госпитализирован накануне Нового года. Тогда он отказался ехать без нее в больницу. Так и лежали вместе в одной палате, пока не случилась беда. Но разговоры о жене, о том, как они когда-то познакомились, успокаивали Марлена Мартыновича: «Я же Иру приметил благодаря ее голосу, когда услышал чей-то смех во ВГИКе. Смеялась незнакомая мне студентка. Но я год не мог к ней подойти. Но нашлись те, кто ей доложил обо мне. Когда я впервые пошел ее провожать, мы и слова друг другу не сказали».

фото: Светлана Хохрякова

Марлен Мартынович расспрашивал о киноновостях. Рассказала ему про премьеру «Дау» Ильи Хржановского в Париже, которого мы считаем учеником Хуциева. Но Марлен Мартынович сказал, что он не его ученик, просто приходил на занятия. Вместе с родителями Ильи они жили в одном доме. А потом разговор каким-то образом зашел о Сергее Бодрове-младшем: «Он очень талантливый парень. Может быть, даже более талантливый, чем его отец. Как же рано он ушел. Сколько бы мог сделать».

В палату вошла врач, попросила покинуть на время Марлена Мартыновича, чтобы конфиденциально поговорить. Но надо знать Хуциева. Он сказал, что у него от нас секретов нет. В общем, Марлена Мартыновича на следующий день должны были перевести в реабилитационный центр для ветеранов. И он испугался переселения, как дитя, попросил остаться хотя бы на день. Всем вместе пришлось его уговаривать: «Что вам даст еще один день? Там будет лучше».

Хуциев говорил про себя: «Я созерцатель по природе, и никуда не тороплюсь. Меня интересует настроение, судьба отдельно взятого человека в контексте времени. Мои замыслы рождаются во время прогулок, общения с друзьями. Помню, как под проливным дождем я забежал в телефонную будку. Так родился «Июльский дождь».

Рассказчиком он был великолепным. Как-то мы договорились записать его воспоминания, но все ограничилось двумя встречами. Наверное, права была Марианна Вертинская, сказавшая однажды: «Да оставьте вы его в покое. Он уже все сказал».

Марлен Хуциев в Госфильмофонде РФ.

Раннее детство Хуциева с трех лет до восьми лет прошло в Москве. Потом было возвращение в родной Тифлис, учеба в Академии художеств. В 19 лет он поступил во ВГИК в Москве, куда отправился в 1945-м. По дороге украли брюки, получил по ордеру белые штаны. В них и пришел во ВГИК, где его однокурсниками стали Александр Алов и Владимир Наумов, Сергей Параджанов. Себя Хуциев называл грузином московского разлива, а его часто называли грузинско-советским Антониони. Он часто вспоминал, как создавалась, возможно, главная его картина «Застава Ильича», снятая совместно с Феликсом Миронером. Там отец спрашивает у сына: «Сколько тебе лет?», и возникает диалог: «Двадцать три» — «А мне 21. Как я могу тебе советовать?». Фильм упекли на полку после того, как Хрущев сказал: «И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость эпизода, когда отец не знает, что ответить сыну на вопрос: «Как жить?»

— С «Заставой Ильича» такое творили, — вспоминал Хуциев. — Но коллектив стоял стеной. Вспоминаю нашего оператора Маргариту Пилихину. Она была племянницей маршала Жукова. У нее на именинах я сидел рядом с ним, пил водку и чокался стопочкой. Знакомство с моим вторым режиссером Полиной Познанской началось в трамвае, где мы должны были снимать. Она позже появилась на картине. Своим нежным голосом она сказала массовке: «Прошу вас всех выйти и пописать». Я пришел в ужас: что это такое? А она ответила: «Дорогой Марлен Мартынович, мы поедем в маршрутном трамвае, останавливаться не сможем». По ее команде все отправились в туалет, и только потом мы поехали, чтобы снять эпизод в трамвае. Наш Коля Петров, бесконечно ходивший к начальству, выбивавший смены, позднее был сбит насмерть. Узнав об этом, я, взрослый человек, отвернулся к стене и плакал».

Но самой любимой картиной считал «Бесконечность»: «Там у меня один герой говорит другому: «Ты бессмертен, а я уже смертен». Каждый, наверное, задумывался о своем финале. Страшно осознавать, что придет последний час, и преодолеть чувство конечности на земле.

Я перестал бояться смерти, положился на судьбу, и это меня изменило. Мы должны чаще вспоминать тех, кого нет с нами. Раньше я этого не понимал. Но чем дольше живу, тем чаще вспоминаю, ощущаю, что они рядом, и это помогает жить».
https://www.mk.ru/culture/2019/03/19/marlen-khuciev-ne-dozhil-do-zaversheniya-svoego-poslednego-filma.html

Tags: Марлен Хуциев. Память.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments