luccicu (luccicu) wrote,
luccicu
luccicu

Pro кино...

Уважаемые читатели! Жизнь Андрея — владельца дорогой и востребованной ветеринарной клиники для домашних животных с Рублёвки — определенно удалась. Он не обделен вниманием прекрасных хозяек милых зверюшек. Но страстная ночь с женой олигарха Эвелиной меняет все: ревнивый муж Эдик очень доходчиво объясняет, что изменит сладкую жизнь успешного бизнесмена. Единственный выход — это побег из страны. И Андрей уезжает в Турцию по программе «Все включено». За ним по пятам следует австрийский киллер Рудольф, а солнечные пляжи таят самое главное испытание в жизни, встречу с прекрасной Анной…

Если вам так же наплевать, найдёт ли этот тип своё счастье, как мне – давайте об этом поговорим.

Процитированная выше мозговыносящая аннотация -- это из яндексовской афиши. Они таким образом всерьёз завлекают зрителя. Более того: в ближайшие месяцы нас ожидают новые уморительно смешные отечественные комедии. Перечислю сюжеты: 1) молодой столичный бизнесмен мечтает сделать своих подчинённых более исполнительными – и приглашает на фирму кризисного директора из Японии; 2) ведущий новостей на столичном музыкальном канале мечтает завести ребёнка со своей капризной женой – и внезапно беременеет сам, 3) высокопоставленный чиновник из Москвы мечтает о неиспорченной девушке – и, приехав в замкадье решать судьбу каких-то музейщиков, втречает качественную, подходящую литературоведшу.

По логике -- авторы всего этого кина про сбычу мечт должны знать, что из полумиллиарда долларов, собранного в кинотеатрах России за первое полугодие, на отечественные кассовые фильмы пришлось чуть больше $50 млн. Вот они.

«Ёлки» (про то, как разных людей, включая калининградских детдомовцев, посещает новогоднее счастье) - $ 22 млн;

«Три богатыря» (мультик про русских былинных героев, спасающих страну) – $19 млн;

«Выкрутасы» (про простого учителя-замкадыша, полюбившего москвичку М.Йовович и натренировавшего спортивную команду) – $12,4 млн.

Всё, в общем. Было ещё 32 русских фильма, из которых окупились, кажется, три: римейк «Служебного романа», очередная серия «Любови-моркови» и очередной же «Самый лучший фильм» -- но эти не собрали много, а сняты дёшево.

Таким образом, очевидность громко трубит, каким должно быть кассовое кино в России и о чём должно рассказывать. Оно должно рассказывать про то, как люди в свитерах, копящие на жигули, -- то есть 96% нации -- получают свое заслуженное счастье. Или про то, как люди в кольчугах и погонах, выполняя служебные обязанности, побеждают врагов. Можно замиксовать обе темы – и тогда возрождение российского кинематографа явно пойдёт семимильными шагами.

Но есть нюанс: кинематографическая реальность РФ плюёт на эту явную востребованность жизненной справедливости (и борцов за справедливость) с высокой колокольни. То, что живёт в телевизоре – упорно снимает саксесс-стори про владельцев рублёвских ветеринарных клиник, их соседей-телеведущих и соседей-чиновников. То есть про себя и про ближайшее своё окружение. С точки зрения всероссийского зрителя у этих ребят и так всё неплохо, поэтому отождествиться с ними у него как-то не выходит. Посмотреть, как исполняются потаённые желания этих типов, зритель идёт всё более вяло – даже подстёгиваемый рекламой материнских телеканалов (по итогам прошлого года: голливудское кино собрало у нас на 7 миллиардов рублей больше, чем годом раньше – а отечественное на 670 миллионов рублей меньше). Тенденция вполне очевидна.

А теперь самое главное: почему всё так.

Дело тут, как представляется, не только в зажратости российской телевизионной касты и её нежелании дышать одним воздухом с замкадовской Россией. Дело ещё и в искреннем, честном неверии сценаристов в счастье русских, никак не связанных с Ископаемыми. И даже живущих не на концах Октябрьской железной дороги, а где-то в стороне.

В самом деле, что у них там есть, в их собирательном саранске? Остатки промышленного производства, магазины китайской техники, придорожные кафешки, центры «Связного»? Зарплата – 14 тысяч грязными при средней цене ноутбука в 25? Ипотека, на которую может претендовать аж 2,4% замкадовских семей (и 15% собственно столичных)? Возможно, Московуд и рад бы снимать фильмы о простых русских людях, получающих своё счастье в Саранске (при том, что и Москва на 85% тот же Саранск). Но представить его себе не может.

Нет, в принципе есть два варианта «русской саксесс-стори», на первый взгляд подходящие. Первый: простой парень из Саранска становится Успешным Менеджером в Местном Представительстве Корпорации. Но, как показала практика, русский зритель не принимает за положительного героя типа, весь подвиг которого состоит в том, что он добрался до больших денег. Таких фильмов сняты воз и маленькая тележка, и все они провалились. Причина: добравшись до больших денег, герой просто переходит в сознании зрителя в класс терзающих Родину злыдней. Тех самых, из-за которых в Саранске 14 тысяч грязными и плохо с работой.

Вроде бы наклёвывается второй вариант: простой парень из Саранска получает своё счастье вместе со всем Саранском. Единственным возможным способом – то есть побеждая злыдней, терзающих Родину, и подымая в городе десяток предприятий. В.В.Путин награждает его за это Звездой Героя, а цветущий Саранск выбирает своим народным депутатом.

Идея, что в России «саксесс-стори» -- это история о восстановлении справедливости, вроде бы тоже на поверхности. Но таких фильмов у нас не снято вообще ни одного.

И причина тоже очевидна: инстанция, награждающая Звездой, с терзающими Родину злодеями находятся в куда более доверительных отношениях, чем с жителями Саранска. Более того: кинотворцы находятся с терзающими злодеями нередко в отношениях ещё более интимных. Наконец, такой сценарий вынужденно должен углубиться в вопрос, почему жители Саранска не считают свою жизнь благополучной, почему у них 14 тысяч грязными и где, кстати, положительный герой найдёт средства на ликвидацию бед. Кроме того, придётся обрисовать методы, которыми эти беды можно исправить.

А санкционированного метода восстановления справедливости у отечественной масс-культуры просто нет.

Кстати, и совета ей спросить не у кого. Концепции о том, что у нас сегодня есть справедливость, нет не только у той половины истеблишмента, которая «едросовская власть», но и у той, которая «праволиберальный бизнес». Во всяком случае, и те и другие сперва организовывают общероссийские движения и назначают туда начальство, а потом начинают думать, за что бы такое этим движениям выступить.

Одно ясно: про ту справедливость, которая сама приходит на ум, снимать нельзя точно. Получится разжигание какое-то.

…Таким образом, уважаемые читатели, у меня есть предчувствие: нам будут предлагать к просмотру уморительные комедии про столичный офисный класс до самого конца текущей эпохи. Собственно же всенародный кинематограф у нас возродится, когда властью – а это в любой стране главный организатор кинопроцесса – станут те, кому этот самый «весь народ» действительно будет зачем-нибудь нужен.

Виктор Мараховский.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments